Советы

Вико Маджистретти: семь мыслей об альтруизме, красоте и победе дизайна

Вико Маджистретти (6.10.1920 — 19.9.2006) — классик итальянского дизайна, утверждавший, что «простота — это самая запутанная вещь в мире». Он был тем, что участвовал в программе послевоенного восстановления Италии и нового строительства. Ключевой фигурой в развитии миланской Триеннале и Ассоциации итальянскоих дизайнеров (ADI), одним из первых получил премию Compasso d’Oro. Он воспитал несколько поколений нынешних звезд (Джаспер Моррисон и Константин Грчич — самые известные его ученики) и всю жизнь преподавал в различных университетах. 

О сути работы дизайнера Дизайнер — это совершенно не тот человек, который может работать в одиночку. Да, он может что-то придумать, но потом идет с придуманным к другим людям. К технологам, к мастерам, работающим с материалами. Дизайнер — тот, кому нужны другие. Сомнение, перепроверка, бесконечное тестирование. Только совместный опыт может подсказать верное решение. 

Диван Maralunga для Cassina, в 1979 году получил высшую награду Compasso d’Oro.

О рождении дизайна в Италии Очень важно понимать, что именно люди делают дизайн, и что даже в стране, где нет ничего, может за 30-40 лет вырасти такая индустрия, которая перевернет весь остальной мир. В Милане в послевоенные годы была разруха. Но с 1945 по 1980 мы с друзьями создали такое явление как «итальянский дизайн». Конечно, можно сказать, нам повезло: у нас были самые образованные и прогрессивные промышленники в мире, понимавшие и ценность ремесла, и красоту современного производства. Но самое главное — они были готовы всё изменить, и сами искали нас, мало знавших в ту пору молодых архитекторов, чтобы вместе двигаться вперед. Одну из важных ролей сыграла в этом процессе миланская Триеннале: она была основным информативным инструментом. 

Похожее:  Сьюзен Зонтаг: пять мыслей о кэмпе, Гауди и феминизме

Настольная лампа Dalu для Artemide.

Об определениях Я бы не сказал, что те фабрики, с которыми я начал сотрудничать в 50-е и 60-е годы и которые начинали менять дизайн в Италии (Cassina, DePadova, Poggi), сильно изменились к 2000-м. Изменилась только манера говорить о дизайне. Сейчас лишком много пустой болтовни вокруг этого серьезного явления. Все обсуждают только красоту линии, когда единственное, что нужно обсуждать — это концепция.

Светильник Atollo для Oluce — самая известная лампа дизайнера. Долгие годы Маджистретти был арт-директором этой фирмы.

О больших тиражах Дизайн мне нравится именно возможностью производить вещи большими тиражами, поскольку в мое время было принято думать, что таким образом можно повлиять на большее число людей. Я действительно так считал всю жизнь, и мне эта точка зрения кажется верной. Кроме того, дизайн всегда ведет диалог с высоким искусством, вот это, пожалуй, в нем для меня интересней всего. Любопытно, чем закончится эта прекрасная битва между уникальным произведением искусства и массовой продукцией, которую я наблюдаю многие годы. Пока что, как мне представляется, победа на стороне дизайна. Представьте: вот бутылка кока-колы. Сама по себе она вполне ничего. Но если вы увидите бесконечные ряды этих бутылок, окажется, что это гораздо красивее, потому что повторение превращается в  отдельный декоративный прием.

Башня на Piazzale Аquileia (1962-1964) — любимое здание Маджистретти, построенное им самим в Милане.

О возращении к сделанному Я совершенно не склонен возвращаться к работе, которая уже закончена. Это как вернуться на место преступления. Посмотреть пристально на уже давно сделанное — значит, увидеть ошибки (по крайней мере я вижу только ошибки), и признать их. Но вместе с тем иногда бывает и так, что какие-то положительные чувства к проекту остаются: мое любимое здание — это жилой дом на Piazzale Aquileia в Милане. Вот на него я могу смотреть часто и подолгу без чувства сожаления.

Похожее:  Микеле де Лукки: пять мыслей о свете, труде и чувстве будущего

Стулья Silver для De Padova, 1989.

О круговороте моды Мне не очень нравится, что дизайн стал частью такого же сезонного круговорота вещей, как и одежда в моде. Ведь это совершенно различные вещи. То, что должно использоваться годами (в идеале вы покупаете один стул минимум на десятилетие) меняется в угоду моде через пару лет. У меня даже термин есть для таких вещей: «проект для витрины». Их не должно быть в дизайне.

Подвесной светильник Huge Lyndon для Oluce, 1977.

О языке конструкции Единственное, что может помочь студенту в его занятиях дизайном — это общая культура. Классическая культура, на которой я воспитан, может дать совершенно все, в ней заложено понимание устройства мира, даже если темп жизни сейчас несопоставим с течением времени в прошлые века. Изучайте конструкции и говорите о дизайне на языке конструкции, а не в терминах внутренней декоративной отделки — и тогда у вас все получится.

Стол Vidun для DePadova, 1987.

Кресло Louisiana для DePadova.

Светильники Teti для Artemide.

Настольная лампа Eclipse для Artemide, 1966.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»