Токуджин Йошиока: пять мыслей о невидимом дизайне
Поэтичный японский дизайнер Токуджин Йошиока бесконечно экспериментирует с прозрачностью и светом. Человек, который признает главенство эмоции в дизайне над всем остальным, рассказывает о собственном методе.
Мой метод — удивлять Нарушить шаблон, приподнять форму над обыденностью. Сделать это не так легко, как кажется. Да, можно опираться на модернистсткие стандарты формальной «легкости», когда даже самые тяжелые вещи из стали выглядят почти невесомыми. Но это уже было сделано до меня.
Моя же цель — найти то, что никто и никогда до меня не делал. К примеру, экспериментировать с различными слоями простейших форм. Как из двухмерного объекта сделать трехмерный? Склеить 120 слоев пергамина наподобие пчелиных сот, придать им форму кресла и развернуть, как фонарик. Принцип, по которому я выбираю материалы, состоит не в том, чтобы выбирать самый технологичный или самый новый материал. Я беру любой. Моя задача сделать его более интересным, чем он есть на самом деле. Победить его гравитацию, увеличить прозрачность — хотя такое кажется почти невозможным. Этот подход касается не только материала, но и цвета.
По моему представлению, дизайнерам сейчас нужно больше работать с эмоциями, а не функциональностью предметов.
Инсталляция S.F_Senses of the Future для LG.
О минимизации средств Из всех вопросов меня больше всего волнует, как в эпоху перехода к виртуальности можно легитимизировать появление все новых вещей? В чем заключается моя роль как дизайнера в этом процессе? Надо быть очень аккуратным, каким материальным объектом дополнять этот и так перенасыщенный предметами мир.
Кресло Moon, инсталляция Twilight Moroso.
Очень мало дизайнеров, кто последовательно и твердо придерживатся выбранной стратегии. Я лучше вообще ничего не буду проектировать, это тоже определенный выбор. Можно экономить слова, когда говоришь, речь тоже может быть прозрачной и спокойной.
Я всегда очень просто одеваюсь. Не могу понять, как люди носят замысловатую одежду регулярно, а не по определенным случаям. В каком-то смысле мои проекты — это такой анти-фэшн.
Коллекция The Invisibles, Kartell
О невидимом театре Визуальное отсутствие вещи, ее прозрачность, эфемерность, способность растворяться в свете — эта тема появляется во многих моих проектах. Такой театр невидимого, где воображение зрителя иногда важнее того, что показывают. Больше всего мне хочется трансформировать свет в объект (хотя, вероятно, объекты как таковые я не очень-то и люблю). Еще одна тема, которая занимает меня много лет — зыбкость, эфемерность, переменчивость. Лучше всего ее выражает вода и все ее формы — снег, лед, кристаллы, пар — все эти состояния мне нравится воспроизводить и имитировать.
Наверное, я больше проектирую эмоции, а не вещи — по крайне мере, приступить к реализации я не могу до тех пор, пока точно не почувствую, какие эмоции вызовет эта работа.
Инсталляция Grid Body для Issey Miyake.
О славе Когда меня спрашивают об отношении к собственной славе, мне сложно ответить, я об этом вообще не думаю. Когда объявляют дизайнером года или дают премию — это, безусловно, почетно и скорее говорит о том, что двигаешься в правильном направлении и можешь свободно делать то, что считаешь нужным. Без подтверждений от внешнего мира продолжать настаивать на своем видении сложнее. Но отсутствие громкого признания совершенно не означает, что это как-то радикально может влиять на работу, особенно если вы сами в ней уверены.
Инсталляция S.F_Senses of the Future для LG.
Об эмоциях Чувства — это тоже функция. Когда мне было чуть больше двадцати, я очень сильно продумывал концепцию каждого объекта, но уже давно этого не делаю. Концепция не так важна, если удается достичь уровня символа, знака — вот удача. Концепция не может помочь мне сделать вещь яснее, достигнуть простоты, к которой я стремлюсь. В последнее время так много дизайнеров, занятых самолюбованием и оформлением стройных концепций. А важно следить за тем, чтобы вызывать у человека сильный эмоциональный отклик, оставить след в сердце.
Инсталляция S.F_Senses of the Future для LG.
По моему представлению, дизайнерам сейчас нужно больше работать с эмоциями, а не функциональностью предметов. Поле уже созданного огромно, расширять его нет большого смысла. Если вы однажды сели на стул, почувствовали, что вам это нравится, и спустя какое-то время вспоминаете об этом — это и есть функция этого стула. Давно пора расширить понятие функции, ее можно определять по-разному.