Шигеру Бан: пять мыслей о временном, постоянном и зависти
Притцкеровский лауреат Шигеру Бан (Shigeru Ban, р. 05.08.1957) — человек, чья архитектура оказалась главной в жизни сотен тысяч людей по всему миру. В 2017 году ему также вручили Мемориальную премию Матери Терезы за социальную справедливость в архитектуре.
О корнях Когда японского архитектора приглашают создавать новый проект, ожидают чего-то экзотического, необычного, в стиле древних построек. Но я никогда этого не делаю, никаких нарочитых связей с японской культурой вы в моей архитектуре не увидите. Они есть, но они опосредованные. Мне сложно вести себя, как типичный японец – неделю я в Париже, неделю в своем офисе в Нью-Йорке, неделю в Японии.
Архитектором я впервые захотел быть в 12 лет, когда для школьных уроков мне нужно было создать модель: получился большой дом, способный поворачиваться и светиться изнутри. Уже позже я решил получать образование за пределами страны: завороженность всем иностранным появилось довольно рано, моя мать привозила красивые вещи из парижских командировок на Недели моды.
Мне кажется, у меня всегда было определенное видение, какие бы здания я проектировал, но только не такое ясное, как сейчас. Сначала, как и многие, я увлекался архитектурой Корбюзье и Миса ван дер Роэ, позже побывал в Финляндии, где увидел здания Алвара Аалто: меня потрясло, как эти постройки действительно работали в той среде, где была возведены. И это стало моим принципом.
Mt.Fuji World Heritage Center
О новых материалах У меня всегда была мечта создать новые, ни на что не похожие структуры. Все, что угодно, может стать топливом для архитектуры. Стекло, пластик, бумага. Но каждый из них требует совершенно разного подхода к инженерному делу. В моем офисе есть специалист, долго тестирующий все материалы. Моя основная идея — использовать повторно уже существующее. Сначала я несколько лет изучал, каким образом можно использовать бумажные трубы. Потом столько же времени было потрачено на исследования песка при строительстве в Дубае. У меня есть любимое выражение Луиса Кана: «Вы должны слушать волю каждого кирпича». То есть вы должны понимать, для чего предназначен каждый материал. И использовать его в соответствии с его судьбой. Бумажные трубки составляют всего 10 процентов из того, что я делаю, однако они уже прочно ассоциируются с моим именем. Но тем не менее, рулон бумаги для факса (с которого все и началось) гораздо быстрее приспособить для различных типов построек, чем, скажем, древесину.
Павильон Design Souq, построенный в Абу-Даби в 2013 году: полностью бумажная конструкция, которую легко собрать без специальных навыков и которая по прочности сравнима с постройками из кирпича.
О временном и постоянном Для меня нет большой разницы между тем, что временно, и что постоянно. Все зависит только от назначения конструкции. И еще очень важно, нравится ли людям это здание, или нет. Первая церковь в Кобе, построенная как временная структура, и простоявшая в итоге целых десять лет, стала символом города. Именно потому, что люди очень любили там бывать. И я продолжаю делать такие здания, которые были бы ценны в глазах тех, кто туда приходит.
Самый популярный временный дом Шигеру Бана — Paper Log House, его возводят в местах стихийных бедствий по всей планете.
О зависти и сожалении До тех пор, пока вы сами не сделаете что-то выдающееся, придется иногда завидовать другим. До тех пор, пока не была построена та первая бумажная церковь в Кобе, и пока я не понял, что вот это — действительно нечто значительное, созданное для людей, мне часто приходилось признавать, что я с завистью смотрю на достижения других. А теперь подвод для сожалений только один: что те конкурсные проекты, которые мы выдвигали на протяжении всех этих лет, так и не были построены. Это довольно болезненно, поскольку было вложено так много труда и души в их разработку. Но я полагаю, подобное происходит у всех архитекторов.
Об известности В том, чтобы быть известным, есть определенное удобство. То, что раньше занимало очень много времени, сейчас становится гораздо проще. То есть жизнь известного человека становится во многом проще. Уходят технические проблемы. Не нужно много времени, чтобы убедить других в верности твоей идеи. У тебя большой кредит доверия.
Крыша в Nine Bridges Golf Club House.
О новых королях Мне не нравится, когда меня называются «зеленым» архитектором, думающем только об экологии. Сейчас это слово применяют к месту и не к месту, как заклинание. Когда я только начинал осваивать поле экологической и гуманитарной архитектуры, в ней не было ни одного значимого архитектора, никто этим не интересовался. Свои первые здания из бумажных трубок я сделал еще в 1986 году, задолго до того, как в 1995 пришлось восстанавливать Кобэ после землетрясения.
Защитник окружающей среды по воле случая — так меня иногда называют. Мне вообще в определенном смысле приходится изобретать этот тип социальной архитектуры, поскольку в истории нет таких аналогов, мне не на что опереться. Архитекторы работали только для определенных состоятельных привилегированных групп. Сейчас вместо королей — большие корпорации, девелоперы, правительство. Сделать власть и деньги видимыми — вот чем были заняты архитекторы тысячелетиями, поскольку ни деньги, ни власть другим образом себя не являли.
Для меня же важно найти то страдающее больше всех меньшинство, которые не вписывается в общие стандарты государственной помощи, до которых она не доходит.
Центр Помпиду-Мец: крыша знамениты тем, что источником вдохновения для нее послужила китайская шляпа с большими полями. сложная деревянная трехслойная конструкция сверху покрыта мембраной.
О роли путешествий в судьбе архитектора Для архитектора самым главным инструментом познания оказываются путешествия. Так он видит различные культуры и то, каким образом архитекторы справляются с различными трудностями. Ведь в большинстве своем архитекторы, которые просто заканчивают вуз и начинают проектировать — подражатели. То они неоклассики, то постмодернисты. Человек путешествующий видит огромную разницу в том, как нужно пользоваться архитектурными приемами — всем своим ученикам я рекомендую начинать полевые исследования, не дожидаясь окончания образования. Иногда они даже проходят слишком интенсивно… Расскажу анекдот из жизни. Мои студенты строили конструкцию из бумажных труб в Китае один месяц. И похожую конструкцию в Париже почти три месяца. Когда я их спросил, почему такая разница во времени, они ответили, что Париже им было чем заняться вечерами.
Прославившая Шигеру Бана первая «бумажная» церковь в Кобе (Япония), 1995.