Пьер Карден: пять мыслей о вкусе, карьере и моде
Пьер Карден (Pierre Cardin, 02.07.1922) — легенда французской моды, кутюрье, попавший в реестр самых богатых людей Франции и крупнейших предпринимателей Европы, чей бизнес представлен в 110 странах мира. Первый преподаватель из среды модельеров в парижской Школе изящных искусств. В 2020 году его модный дом будет праздновать 70-летие.
Карден — сын бедных итальянских эмигрантов, сделавший головокружительную карьеру. Он родился недалеко от Венеции шестым ребенком в бедной семье. Когда Пьеру (тогда его звали Пьетро) было два года, семья переехала во Францию. В 14 лет он поступит учеником к мужскому портному. Мечта о театре привела его в Париж, но мода в итоге победила.
Pierre Cardin: Future Fashion. Выставка в Музее Бруклина, Нью-Йорк. С 20 июля 2019 по 5 января 2020.
О карьере Первые деньги я заработал в 17 лет, когда ушел от родителей. Это было во время войны — я работал в Красном кресте и занимался там административными делами. На первые деньги я купил себе велосипед. Но чаще всего я вспоминаю один невероятный вечер, когда мне было 35 лет. Тогда я был мелким коммерсантом без связей, никого не знал в Париже, и совершенно не представлял свою судьбу. И я спросил у гадалки, что меня ждет. И она сказала: я вижу необыкновенное дерево с листьями, цветами и плодами, вас ждет необыкновенный успех. Вы побываете повсюду — и даже в Сиднее, вы будете бесконечно путешествовать по свету. Я решил, что она безумна, я даже плохо представлял тогда, где Сидней. Но невероятным образом ее предсказание сбылось: и только кругосветных путешествий я совершил около пятидесяти раз, а в разных странах бывал несчетное количество раз!
Проект «Дворца света» в Венеции, предложенный Карденом построить в районе порта Маргера. В нем предполагалось разместить концертные и выставочные залы, отель, бутики и апартаменты.
Я давно занимаюсь абсолютно всем, и декором, и заводами. У меня есть и гостиничные проекты, и дизайнерские, и театральные. Меня легко можно назвать успешным человеком: все идеи, которые мне приходили в голову, я смело реализовал. Меня всегда интересовала сама работа: к ней я испытываю настоящую страсть. Я нашел формулу своего смысла жизни: придумывать и воплощать. Реализация — это главное условие. У многих есть идеи, но они их не развивают. Я — человек из прошлого, устремленный в будущее. Но больше всего я горжусь тем, что я академик, и получил орден Почетного легиона, для меня высшая награда. Как если бы король дал мне титул принца или герцога. Причем награда эта заработана не оружием (ведь короли всегда награждали за военные успехи). Меня наградили как человека.
Pierre Cardin. 1968.
О театре Когда мне было 16, я мечтал стать актером, танцором. Я даже снимался однажды в фильме. Но в мире моды ко мне гораздо быстрее пришел успех, и я решил: лучше быть первым в мире моды, чем актером второго плана в кино. Я всегда говорил: «Я смогу заработать на моде, чтобы просадить деньги в театре».
Страсть к театру меня завела довольно далеко: я владею венецианским дворцом Казановы — palazzo Bragadin. Мне пришлось его выкупить, поскольку предыдущий владелец не мог его содержать. Возможно, поэтому мне и пришло в голову поставить мюзикл о Казанове — я его как-то привозил в Москву вместе со своей новой коллекцией.
Знаменитая космическая коллекция Кардена, созданная в 1964 году.
О моде и мини-юбках Да, до сих пор в мире моды спорят, кто же все-таки изобрел мини-юбку: Мэри Куант, Курреж или я. Мне кажется, что все это произошло одновременно, каждый был изобретателем. Лично мое абсолютное новшество видение было в том, чтобы надевать под мини-юбку чулки в тон юбки.
Мода — это прекрасно, это замечательная приятная профессия. Делать людей лучше, чуть иными, чем они есть. Все в жизни связано с модой — она существует везде, в декоре, дизайне, автомобилях, да в любой области. Представьте, если убрать из городов магазины, города просто исчезнут. Конечно, если вас интересуют только высокие и глубокие мысли, и ничего не интересует кроме идеологии и мышления, вы тоже можете быть счастливы.
Пьер Карден в музее собственного имени.
Мой друг Жан Кокто говорил, что мода умирает молодой, поэтому на ней лежит печать обреченности. Да, мода устаревает, ничего с этим поделать нельзя. Но с другой стороны, это подстегивает, как олимпийских спортсменов, покорять новые вершины. Я успокаиваю себя лишь тем, что мода циклична, и через некоторое время мои же тренды снова будут на подиуме. К счастью, у меня блестящая память, я помню множество невероятных фактов и деталей.
О вкусе Мне нравится одевать людей, у которых есть вкус. А вкус — это чувство меры. Кому-то нужен автомобиль бизнес-класса, кому-то розовый кабриолет с бриллиантами. Так вот кабриолет — это не мода. Мода — это простота. То, что носят сейчас звезды шоу-бизнеса, лишь отдаленно напоминает моду. Я бы назвал их стиль вульгарностью, эпатажем на грани безвкусицы.
О круглом доме В моем «Дворце пузырей» недалеко от Канн нет ни одного острого угла, все линии круглые и плавные. И это очень хорошо: по фэн-шую в острых углах застаивается плохая энергетика. В жизни острые углы обходить гораздо сложнее: все же я уже пожилой и очень упертый.