Энцо Мари об этике дизайна
Энцо Мари (Enzo Mari, р. 1932), великий теоретик дизайна и главный нигилист планеты, чьи политические взгляды неотделимы от его работ, яростно критикует коммерческую составляющую дизайна и систему современного образования.
«Дизайн – мертв. Архитектура – тоже. Западная цивилизация — с ней давно все понятно. Колхас — порнографический оформитель витрин». Тем не менее идеология убежденного коммуниста с тяжелым характером оказалась миру весьма полезна: количество вынужденных мигрантов растет, а его проект Autocostruzione (Do It Yourself) созданный почти полвека назад, кажется супер-актуальным решением. Академик, председатель ADI в 1976-1979 годах и автор более 2000 проектов рассказывает об этике дизайна.
Энцо Мари за сборкой стула из серии Autocostruzione.
О детском творчестве Мы можем вручить Нобелевскую премию каждому ребенку старше двух лет. Потому что двухлетка способен самостоятельно и постепенно обучиться понятиям времени, пространства и света. Каждый человек начинает обучение с чистой доски. Каждому знаком момент тотальной неопределенности, когда нет осведомленности ни о собственном теле, ни о себе самом. Это потрясающей феномен. Стремление ребенка к креативу (если уж использовать это избитое слово), гораздо более сильная, чем у Баха или Эйнштейна. Но постепенно с возрастом он теряет эту чудесную способность. Это происходит под влияние окружающего мира, который устанавливает свои жесткие правила. Они имеют мало общего с непосредственным опытом и практикой. Главное правило для хорошего дизайнера — думать самостоятельно. Так называемое знание — не более, чем исторические напластования бесконечных списков. Эти своды законов часто совершенно не подразумевают какой-то конкретный опыт, и поэтому их нужно все время ставить под сомнение.
Мебель по знаменитым чертежам Энцо Мари из серии Autocostruzione, сделанная мигрантами.
О взаимодействии практики и теории Представьте рисующего ребенка. После того, как первый лист изрисован, ребенок принимается теоретизировать. Но делает он это исходя из своего практического опыта, который только что получил. Он придумывает более сложное описание сюжета и добавляет к нему нечто новое исходя из теоретического описания. Вот это и есть процесс дизайна. И если вы хотите быть хорошим дизайнером, полагайтесь не на существующую теорию, а на те вещи, которые еще не были описаны.
«Вечный» календарь для Danese, 1967.
На образовании лежит очень большая ответственность. К сожалению, чаще всего приходится признавать, что хорошие дизайнеры появляются не благодаря образованию, а вопреки ему. Это касается в первую очередь университетов.
Чем живет искусство Искусству не могут пригодиться существующие парадигмы. Оно живо идеями, идеологиями и мечтами. Не обманывайте себя, что трехлетний курс в университете даст вам все необходимое, чтобы стать великим художником. Величие достигается ежедневной практикой, по восемь часов в день. Для тех, кто достиг величия, образование заканчивается только вместе с жизнью.
Стул Sof Sof для Driade.
О критике и методе работы В очень редких случаях я могу прийти к мысли, что первоначальная идея и есть самая правильная. В большинстве случаев я подвергают проекты такой строгой критике, что камня на камне не остается от замысла.
Когда я сам работаю, сначала я выдвигаю гипотезу, и тут же набрасываюсь на нее яростно, и придумываю противоположность. Потом в процессе критики прихожу к тому, что нужно создать обе модели и проверить догадку на практике. В итоге создается третья модель, которая включает в себя лучшие свойства первых двух.
Если вы хотите достигнуть хорошего (даже не совершенного) результата, то в процессе проектирования нужно абстрагироваться от всех структурных характеристик индустрии и нужд массового рынка. Нужно отказаться от любых попыток заработать. Это нужно помнить на каждом этапе проектирования – от наброска до модели и готового продукта.
Знаменитый деревянный паззл в виде животных для Danese.
О выборе профессии Я стал художником не по собственной воле. Моя семья была очень бедной, и для того, чтобы содержать пятерых, мне пришлось рано покинуть школу и сосредоточиться на заработке. Невероятными усилиями я скопил необходимую сумму, чтобы поступить в университет. Но оказалось, что и этого недостаточно: был нужен диплом высшей школы, а у меня его не было. Единственное место, куда принимали без диплома, была художественная академия (Академия Брера). И вот там я познакомился с учениями Платона и Аристотеля, и погрузился в прекрасный мир идей. Эти двое и были моими настоящими учителями.
Вазы из коллекции Fitomorfice для Danese.
Об этике дизайна Дизайнерская этика единственное, что можно противопоставить условиям нынешнего рынка. Целью работы дизайнера является качество. Если собрать сто лучших дизайнеров планеты и попросить их составить списки ста лучших вещей, скорей всего окажется, что они во многом совпадут, если вообще не окажутся идентичными. Для этого нет более убедительного объяснения, чем качество этих вещей. Поэтому неважно, если вы не достигнете топовых рейтингов. Гораздо важнее быть на правильном пути.
Стол по знаменитым чертежам Энцо Мари из серии Autocostruzione, 1973. Эти чертежи позволяют любому человеку сделать предмет из простейших брусков и досок, и он будет устойчивым и удобным.