Джаспер Моррисон: пять мыслей о студентах, инстаграме и мебели
Интеллектуал, минималист, самый скромный представитель своей профессии, автор понятия super-normal, знаменитый британский дизайнер Джаспер Моррисон размышляет для нас о том, как социальные сети влияют на молодых дизайнеров, как обстоят дела на рынке мебели и чего хотелось бы от образовательных институций в ближайшие годы.
1. Как мобильность и аренда влияют на культуру потребления Удивительно, как привычки людей и большая их мобильность повлияли на рынок мебели. Сейчас, если предложить выбор между дорогим диваном и путешествием всей семьей, большинство выберет путешествие. Буквально лет двадцать-тридцать назад ситуация была почти противоположной.
Люди сейчас слишком много тратят на аренду жилья, и само собой выходит, что приобретение мебели не в приоритете. Я наблюдаю, как молодые люди покупают диван, чтобы вписаться в бюджет, чтобы этот диван исправно какое-то время выполнял свою функцию. Сложно ожидать, что эта вещь прослужит им долго. Но факт остается фактом: дешевые вещи сменяют друг друга все быстрее и быстрее».
Предметы, спроектированные в разное время, Джаспером Моррисоном.
2. О росте контрактного сектора Акценты в мебельной индустрии сместились в последние годы. Сейчас темпы набирает рынок контрактной мебели, то есть предназначенной для общественных мест. Возросло значение обстановки для отелей, ресторанов. Поэтому если, к примеру, какой-либо модный дом собирается сотрудничать с мебельным брендом — лучше всего это делать с компанией по производству контрактной мебели — можно быстро вывести результат этой коллаборации на рынок.
Кресло Occasional, диз. Дж. Моррисон, Vitra
В моем случае адаптироваться к новым условиям рынка было довольно легко: я всегда проектировал предметы, одинаково подходящие для использования и в частных домах, и в общественных пространствах.
Диван из модульной системы Soft, диз. Дж. Моррисон, Vitra
3. О приоритете сферы услуг Вероятно, акцент в новых экономических условиях, снова может сместиться на мебель для дома, и этот сектор пойдет вверх, но не думаю, что это произойдет в ближайшее время. В любом случае, если компания собирается продавать свою мебель молодым, они должны создавать параллельно удобный сервис (по доставке, сборке, обслуживанию и т.п.). Сервис для молодежи очень важен — порой важнее всего остального.
Дж. Моррисон. Фрагмент экспозиции в VtraHaus.
4. Что делать студентам-дизайнерам Молодые дизайнеры очень подкованы в цифровых технологиях. А вот технический опыт, работа с материалом, знание определенных производственных процессов оставляют желать лучшего. Иногда студенты так увлечены сложной концепцией, что не представляют, как вещь вообще будет работать, и какими технологиями обеспечиваться. Этому отчасти способствуют программы в университетах: они ориентируют выпускников на броские эффектные проекты, и эти проекты зачастую слишком концептуализированы. Вероятно, дело в высокой конкуренции между высшими учебными заведениями, все хотят выделиться на общем фоне. В этой ситуации нет ничего страшного: я сам после окончания ВУЗа плохо представлял, что из чего и как сделано. Но я уверен — в школах можно предусмотреть такой курс, это несложно включить в обязательную программу.
5. О влиянии социальных сетей Меня очень волнует ситуация с влиянием социальных сетей (в частности, Инстаграма) на дизайн. Получается, что дизайнеры больше увлечены тем, как вещь выглядит, чем тем, как она работает. Уже появилось поколение дизайнеров, больше озабоченных собственной репрезентацией. К примеру, производитель видит привлекательные картинки, видит число откликов на нее в сети, и запускает вещь в производство. Но она, с большой долей вероятности может оказаться неудобной. Социальные сети приучают к мысли, что дизайн — это нечто поверхностное, направленное прежде всего на коммуникацию. Что дизайн — не функционален. Мне бы хотелось, чтобы студент думал о деревянном стуле в гостиной, а не витал в облаках.
Диван Kile, столики Pon, диз. Дж. Моррисон, Fredericia