Советы

Антонио Читтерио: семь мыслей о трендах проектирования и качестве жизни

Антонио Читтерио (р. 1950), известный итальянский архитектор и дизайнер, автор множества зданий, отелей Bvlgari и частных резиденций по всему миру, рассказывает, что общего у интерьера и театра, зачем дверям особые механизмы и чем хороша кастомизация.

О переменах на рынке Когда я начинал карьеру 50 лет назад, доля дизайнерских вещей на рынке составляла всего около 7 процентов. Сейчас дизайн и есть рынок: дизайн из младшего брата архитектуры стал полноправным, если не главным, его участником.  Вообще же половина всех вещей, которые я спроектировал, вышли из моей архитектурной практики. Когда работаешь над определенным пространством, и не можешь найти подходящую для него обстановку, приходится делать все самому.

О взаимоотношении материала и дизайна Я, кстати, так до сих пор и не разобрался — что важнее, собственно дизайн вещи, или материал, из которой она сделана. Иногда оказывается, что хороший материал сам по себе переигрывает любую идею. 

Кресло Mart Relax для B&B Italia.

О качестве жизни Понятие люкса для меня очень легко сформулировать. Люкс — это ваше время, проведенное в приятной обстановке без спешки. Только в этом случае вы чувствуете, что к жизни добавляется качество. Так вот я помешан на качестве жизни. Для меня имеет невероятное значение, в какой обстановке надевать одну из моих одинаковых рубашек-поло и выбирать пиджак. А моя задача как дизайнера раз в том и состоит, чтобы эту обстановку создать. Чтобы убрать усилие. Чтобы каждое повседневное движение стало легче, незаметнее.  

Главные слова в моей работе: пространство, эмоция, свет. Любое пространство должно передавать эмоцию, а не просто выполнять функцию. На мой взгляд, только голой функции, даже если она совершенна, давно уже в интерьере не хватает. Вы не просто моетесь в ванной. Это ваше время для расслабления.

Похожее:  Акилле Кастильони: пять мыслей о модном, дешевом и полезном дизайне

Стул Clio для B&B Italia.

Об умных декорациях Дизайн по моему ощущению — это настоящий театр, а дизайнер делает для него декорации. У каждого есть мечты и жизненный опыт, которые либо откликаются при взгляде на интерьер, либо нет, и эта работа человеческой памяти для дизайна очень важна. В интерьере невозможно что-либо делать просто так, без определенной концепции. Даже если это гардероб, нужно понять, что дверь (а дверь важная часть гардероба) — это не то, что должно вас беспокоить. Дверь должна моделировать пространство, а не мешать. Поэтому следующий шаг: эксперименты с ее механизмами. К примеру, в системе для B&B Italia мы установили двойной асимметричный механизм вращения: в этом случае дверь при открывании как бы наполовину оказывается внутри шкафа: дверное полотно не мешает. Это важно в случае, когда нужно оформить небольшое помещение, и нет возможности сделать большой проход между гардеробом и кроватью, или это не позволяет ширина коридора. Вот за этим и нужен дизайнер. Он как портной, который кроит по вашей мерке. И вместе тем, он человек, создающий некую универсальную базу, которую изнутри можно легко настроить под конкретного человека. Внутри этой базы все должно легко перемещаться: свет, полки, направление рейлингов. В этом основная тенденция современного проектирования.    

О глобализме Устремление современных компаний в создании вещей, которые легко продавать по всему миру. Их все условно называют global. Он должны более или менее подходить для любой точки планеты, и это порой самое трудное, поймать образ, близкий людям с разным бэкграундом, историей и географией. Но чем сложней задача, тем сильней моя творческая реакция на нее. Я всегда создавал вещи с характером, но одновременно незаметные, тихие – особенно в общественных местах вроде офисов. Такими, как моя серая рубашка-поло: она элегантная, скромная, серая.  Вот если бы мне удалось создать такой же универсальный стул, я был бы счастлив.

Похожее:  Жан-Луи Деньо о цвете, кубизме и провокациях в 2019 году

Смеситель E Basin для Axor.

Об инновациях  и копировании В кругу итальянских дизайнеров старшего поколения существовал такой негласный закон, своего рода моральное обязательство: все очень уважали то, что спроектировал другой человек. То есть если кто-то придумал похожее, то просто никому не показывал и убирал в архив. Сейчас же у нового поколения такое стремление поскорей прославиться, найти короткий путь к известности, что это очень настораживает. Молодые почти не видят разницы между студентом и мастером, маэстро. Опыт подменяется чем-то другим, скоростью, нетерпением. Все копируют друг друга. Никто не думает о настоящих инновациях. А любая инновация по моему опыту — это коктейль из хороших, годами длящихся взаимоотношений, правильного видения и удачи. Иногда удача даже на первом месте. 

Молодые не очень понимают, что история дизайна пишется не отдельными вещами и проектами. Она базируется на взаимоотношениях архитектора и клиента. Без хорошего клиента вам никогда не стать хорошим архитектором или дизайнером. Мне, к счастью повезло, я работал с лучшими. 

Стул Bio для Kartell.

Об изменчивом и постоянном Дизайнер — тот, кто постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, особенно в области техники. Несколько лет назад мы столкнулись  с настоящей революцией, когда не нужно стало проектировать встроенные CD-плееры, их просто заменили цифровые носители. Мне кажется, что скоро могут трансформироваться и большие телевизионные экраны: возможно, это будет просто проекция на стену.  Таким образом интерьер становится все легче, нематериальнее. Появляется новая более утонченная эстетика.

С другой стороны — история мебели это коллективной памяти, все помнят вещи из детства, часто других эпох, и даже если они радикально отличаются от существующей нынче моды, мы относимся к ним как к неотделимой части нашего тела. Это часто не имеет отношения ни к цене вещи, ни к ее качеству, только к нашим ощущениям и привязанности. 

Похожее:  Йен Шрегер: «я делаю гостиницы, в которых сам хотел бы пожить»

Диван Edouard для B&B Italia.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»