Советы

Алессандро Мендини: мысли о детстве, работе и счастье

 Алессандро Мендини (16.08.1931 — 18.02.2019) — великий мастер, дизайнер и теоретик. Он был главным редактором культовых журналов Casabella, Modo и Domus. Почти до последнего дня он преподавал у себя в студии. Его задачей было расставить акценты в дизайне таким образом, чтобы в центре был человек, а не вещь. 

Об идеологии в журналах Журналы про дизайн, на мой взгляд, уже давно стали практически мебельными каталогами. В них остается все меньше критики и рефлексии. Можно пересчитать по пальцам одной руки издания с сильной идеологической составляющей. На этом фоне читатель может испытывать только озадаченность: в какую сторону двигаться? каким образом реагировать на множество новых явлений? С кем соотнести свои собственные размышления, кто может прокомментировать ситуацию в непредвзятом ключе? Если бы мне предложили сейчас возглавить журнал — я бы, скорей всего отказался. По крайней мере от тех, что выходят в бумажном варианте — да, они являются хорошим свидетельством своей эпохи, но не являются больше критическим документом.    

Центральный холл музей Гронинген в Нидерландах по проекту Мендини

О кресле Proust и устройстве общества Это кресло — своего рода интеллектуальное упражнение. Его создание и производство было весьма дорогим удовольствием, оно было придумано исключительно для того, чтобы развлекать. Тут своеобразный трюк: форма кресла — это выдумка, шутка, и это очевидно. Но с другой стороны пуантилизм, которому посвящена самая первая версия  кресла — реальная часть истории искусства, и это тоже очевидно. Поскольку кресло хорошо дает представление о мотивах его создания, этот объект сам становится понятен и хорош. Так и в обществе — если каждый человек хорош, его мотивация внятна — все общество становится лучше. 

Похожее:  Алвару Сиза: пять мыслей о культуре проектирования

Кресло Proust, Cappellini

О детстве У меня было долгое детство. Я даже не сразу понял, что оно закончилось, что я уже вырос. Вероятно, мне не очень хотелось взрослеть. Мне просто всегда казалось, что дети — это маленькие взрослые. Ну а взрослые — это дети, нужно только подкорректировать для них масштаб вещей. Все детство  я был окружен искусством: мое отношение к миру формировалось цветом, формой, знаками, которые я считывал с полотен великих мастеров. Я наслаждался запахом масляной краски. Весь Милан был для меня как одна большая картина. И, возможно, это ощущение детства я пронес через всю свою жизнь.

Настольная лампа Amuleto для Ramun

О декоре Мне всегда нравилось украшать пространство. Делать это таким образом, чтобы сделать его живым, чтобы предметы буквально кричали о радости жизни. Cовершенно необязательно, чтобы  это были огромные объекты, пусть на полке стоит только цветная рамка для фотографий. Но осознание того, что в вашем доме есть что-то яркое, притягивающее взгляд и согревающее  уже наполняет хорошими эмоциями. Декор в доме — это как рыбы в море. Даже если вы их не видите, они там точно есть.

Кофейный столик для Bisazza, 2008, лимитированная серия

О счастье Ощущение счастья целиком принадлежит детям, поскольку они воспринимают мир без оценки. Разумеется, есть и взрослые, которые всегда счастливы. Про таких даже есть поговорка: «У него нет ни одной мысли, поэтому он всегда счастлив». Но нынешний мир несчастлив. Очень редко на дизайнерской сцене можно встретить по-настоящему радостные проекты. И парадоксальным образом я, как дизайнер, должен внутри себя воспроизвести это ощущение безусловного счастья, свойственное детству. Каким-то образом выстроить внутри себя этот сценарий, согласно которому я действительно будут чувствовать то, о чем хочу сказать миру своими работами. Вот, к примеру, когда я сижу в ресторане — меня бы сделала чуточку счастливей солонка от Бенвенуто Челлини. Понимаете, о чем я?

Похожее:  Марк Ньюсон: «мои детали как у Фаберже»

Штопор Dama для Alessi

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»