Объекты

8 икон дизайна, которые стоит купить в оригинальном исполнении

Благодаря доступности архивов знаменитых дизайнеров и бережно охраняемым технологиям многие предметы, ставшие культовыми в XX веке, сегодня производятся и продаются по всему миру. В некоторых случаях эволюция материалов и технологий только им на пользу, но многие винтажные иконы дизайна заметно выигрывают по сравнению со своими современными «редакциями». В нашей подборке восемь таких предметов.

Есть материалы, которые красиво стареют: это, например, кожа и дерево под лаком. Мебель Artek, выпущенная в 1930-е годы, кажется медовой в сравнении с теми же предметами, которые выпускаются сейчас, хотя материал и технология те же. Особенно заметно и приятно старение материалов в кресле Чарлза и Рэй Имз 1956 года, в котором много и фанеры, и кожи.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой, 1956. Дизайн 1956 г. Производство Vitra, ок. 2011 г. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Vitra, ок. 1999 г. Фото 1999 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Fehlbaum / Herman Miller, 1972. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Fehlbaum / Herman Miller, 1972. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Herman Miller, 2006. Фото 2008 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Herman Miller, 1972–1976 гг. Фото 2016 г.

Алвар Аалто. Табурет, модель 60. Производство Artek, ок. 2014 г. Фото 2014 г. | Алвар Аалто. Табурет, модель 60. Производство Artek, ок. 1946–1956 гг. Фото 2014 г.

Геррит Ритвельд. Стул «Зигзаг». Дизайн 1932 г. Производитель Meubelmakerij Adr. van Rietveld для Cassina | Геррит Ритвельд. Стул «Зигзаг». Дизайн 1932 г. Производитель Metz & Co., ок. 1970

Похожее:  50 винтажных предметов в Instagram московских и петербургских галерей

Кроме того, многие знаменитые предметы дизайна (например, мебель Чарлза Макинтоша, Геррита Ритвельда, металлические предметы, спроектированные дизайнерами Баухауза) не предназначались для фабричного производства. Их делали небольшими партиями вручную, и между предметами разных партий есть некоторые отличия, порой заметные. Это мелкосерийные, а порой и уникальные вещи. Их производители — ремесленные мастерские. Мебель Жана Пруве и вовсе выпускало ателье Жана Пруве, то есть дизайнер ее изготавливал, можно сказать, практически собственноручно. Крупные фабрики начинали производить их позже, порой десятилетия спустя, с неизбежными технологическими изменениями.

Жан Пруве. Стул «Métropole n° 305», 1953 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Стул «Cafétéria n° 300», ок. 1950 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Стандартный стул n° 305, 1950 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Стандартный стул, 19327 производитель Vitra, 2000-е. Фото 2014 г.

Эти уникальные объекты, которые дизайнеры делали вручную, фактически прототипы, и их рукодельность порой бросается в глаза. Но вообще фабричные технологии обычно проигрывают ремесленным. Современная мебель по дизайну Ханса Вегнера и Финна Юля хорошо сделана, но стулья и кресла, выполненные по их чертежам датскими ремесленниками в 1950-е годы, по тонкости исполнения приближаются к станковому искусству, к ювелирным украшениям.

Ханс Вегнер. Стулья, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn, ок. 2013 г.

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn, ок. 2013 г.

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn

Финн Юль. Кресло, модель 45. Дизайн 1945 г. Производитель Niels Vodder, сер. XX в.

Похожее:  Ноэ Дюшофур-Лоранс (Noé Duchaufour-Lawranсe): фарфоровый стол

Финн Юль. Кресло, модель 45. Дизайн 1945 г. Производитель One Collection, нач. XXI в.

Наконец, сам облик предметов, которые выпускаются много десятилетий, с течением времени ощутимо меняется. В 1960-е годы офисные стулья Арне Якобсена ставили на колеса с металлическими обтекаемыми «крыльями», а сейчас ставят на обычные пластиковые. В 1930-е стеклянную вазу Алвара Аалто, спроектированную для ресторана «Савой» в Хельсинки, выпускали с заметным скругленным переходом от стенок к донышку. Сейчас переход резче и площадь донышка больше.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Iittala, после 1949 г.

Арне Якобсен. Стул, модель 3117. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen, ок. 2010 г. Фото 2010 г | Арне Якобсен. Стул, модель 3217. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen. Фото 2012 г.

Арне Якобсен. Стул, модель 3217. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen. Фото 2012 г.

Почти любой старый предмет мебели хоть чем-то, да отличается от современного, и в этих отличиях — его ценность. Но главное преимущество винтажных предметов интерьера — то, что современных двойников у них чаще всего вовсе нет. Сейчас производится лишь малая часть того, что спроектировали великие дизайнеры XX века. Любители «классического» дизайна, если они покупают современные реплики, вынуждены выбирать из нескольких десятков моделей, которые выпускают Vitra, Cassina, Artek, Tecta, Zanotta и несколько других замечательных брендов, в то время как в галереях винтажного дизайна — тысячи разнообразных вещей тех же авторов.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»